Долговечность асфальта, его способность долго сохранять главные свойства зависит и от состава материала, и от загруженности дороги, на которой он находится, и от климатических условий конкретной местности. Поэтому для укладки в разных условиях создаются разные асфальтобетонные смеси, которые делятся на горячие и тёплые (существует также и «холодный асфальт»).
Отличие горячих смесей от тёплых обусловлено условиями изготовления. Производство горячих осуществляется при более высокой температуре, с использованием более вязкого битума. В результате получается более прочный материал. Теплые асфальтовые смеси подвергаются деформации в большей степени и используются в районах с нестабильными погодными условиями.
Укладка асфальтобетонного покрытия делится на следующие этапы:
- Подготовительные работы. Асфальт должен быть уложен на надежное основание. Основание проверяется на предмет соответствия условиям проекта, очищается от грязи, выравнивается. После этого основание разбивают на участки и устанавливают боковые упоры. Если материальная база позволяет автоматизировать процесс, производится установка копирных струн.
- Подгрунтовка. Завершает подготовительные работы. Чтобы сцепление покрытия с основанием было лучше, основание обрызгивается жидким битумом.
- Непосредственно укладка смеси. Она проводится после того, как загустеет слой подгрунтовки. Теплые и горячие смеси нужно укладывать при благоприятных погодных условиях. Так, весной температура воздуха должна быть не менее +5 градусов, а основанию при этом требуется высохнуть. В осенний период укладка также производится на сухое основание, а минимально допустимой температурой является -5 по Цельсию. При крайней необходимости укладывать асфальт можно и при более низкой температуре, но это гораздо более сложный процесс, который проходит по особым правилам.
Асфальтобетонное покрытие укладывается в несколько слоёв. Нижний слой — выравнивающий, он состоит из пористых смесей. Такая структура смеси позволяет выравнивающему слою лучше сцепляться и с основанием, и с верхним слоем.
Верхний слой нужно успеть уложить до остывания и загрязнения нижнего — в противном случае сцепление будет недостаточно надежным, и покрытие начнёт разрушаться гораздо быстрее.
Как известно, асфальт укладывается полосами. Однако если покрытие наносится на участке большой площади, нужно решать проблему возникновения продольных трещин. Чтобы они не появлялись, асфальт укладывают сразу на всю требуемую ширину покрытия. Для этого используются особые машины-укладчики с широким захватом или же одновременно работают несколько укладчиков. Очень полезными в таких ситуациях будут малые укладчики, с помощью которых можно класть асфальт в труднодоступных местах (повороты, закругления и т.д.), при этом не прерывая работу основного укладчика.
Как быть, если необходима укладка толстослойного покрытия?
Проблема тут кроется в том, что смеси потребуется как минимум втрое (а обычно — в 4-5 раз) больше, чем для обычного тонкослойного асфальта. В такой работе используются габаритные и мощные укладчики: способные работать с полосой шириной от 7 метров и принимать в бункер от 8 тонн смеси. Такие механизмы укладывают не менее 60 тонн смеси в час, для чего им необходимо быть особенно мощными. Скорость катка может достигать 15 километров в час, что очень много для механизмов подобного типа.
Зачем укладывать асфальтобетон толстыми слоями?
Такая технология обеспечивает гораздо более плотное — и, как следствие, долговечное – покрытие. При этом с точки зрения временных затрат укладка многослойной смеси более выгодна, чем работа с обычными смесями: чтобы увеличить толщину слоя на 5-6 см, требуется не более сорока минут работы. Если суммировать общие затраты труда, то выясняется, что укладка толстого слоя смеси (при толщине покрытия от 20 см) втрое выгоднее, чем нескольких тонких.
Post a Comment